Лаборатория виртуальной реальности (VR) – это очень вариативный комплект оборудования, образовательного контента и программного обеспечения.
Условно лаборатории VR бывают двух видов: лаборатория для создания и управления в программной образовательной среде интерактивными 3D/VR-мирами и лаборатории для изучения какой-либо предметной области с помощью технологии VR.
Кстати:
«Отцом» виртуальной реальности по праву считается Мортон Хейлиг. В 1962 году он запатентовал первый в мире виртуальный симулятор под названием «Сенсорама». Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Сам термин «виртуальная реальность» был придуман только в 80-е годы изобретателем Джароном Ланье, разработавшим гораздо более современные и технологичные очки EyePhone и перчатку DataGlove.
Устройства виртуальной реальности можно классифицировать по признаку мобильности:
PC-устройства. Функционируют в связке с компьютером, и могут обеспечить высокое качество графики для отображения 3D-сцен. Для использования каждого такого шлема нужен один компьютер, а часто и специальные датчики для определения положения. Такие стационарные шлемы в большей степени подходят для развития компетенции по разработке виртуальной реальности, когда цель – создание VR контента.
Автономные устройства (standalone) – шлемы с полным отсутствием проводов и необходимости их подключения в процессе эксплуатации. Просты в использовании, легко калибруются и определяют положение и движение человека без установки специальных датчиков. Контент загружают на внутреннюю память. Данные устройства идеально подходят для воспроизведения образовательного контента в формате видео 360° во время учебного процесса. Однако важно помнить об их своевременной подзарядке.
Отдельного школьного предмета по разработке VR, как и регламента по ее использованию в образовательном процессе, пока нет, но, несмотря на это, компании – разработчики выводят на рынок новые устройства и создают образовательный контент для различных школьных и профессиональных предметов.
Основные производители оборудования для VR, представленные на российском рынке – PICO и HTC.
Шлемы этих производителей могут использоваться как для взаимодействия с самостоятельно созданной VR-средой, так и для просмотра готового обучающего контента или даже участия в соревнованиях по киберспорту.
Также есть готовые комплекты для применения в образовательном процессе, просмотра учебных материалов по различным предметам в формате VR. Эти решения сочетают в себе относительно недорогое VR-оборудование и доступ к базе учебного контента. Примером такого решения является популярный комплект PolyVR.
Отдельного внимания заслуживают российские разработчики программного обеспечения и учебного контента.
Varwin Education – образовательная среда для создания и управления интерактивными 3D/VR-мирами, развивающая у школьников и студентов навыки программирования.
Этот продукт включает:
Упрощенный 3D-редактор для создания виртуальных миров.
Редактор логики сценариев на базе визуального языка программирования Blockly (используется во многих средах разработки, например, в Scratch).
Более 500 готовых объектов и локаций для создания 3D/VR-проектов по различным тематикам, в том числе – школьным предметам.
Учебно-методический комплекс, включающий в себя программу курса на 36-144 академических часа и конспекты занятий с практическими кейсами.
VR Concept – программная платформа для создания классов VR-изучения архитектурно-строительного и инженерного дела с возможностью дистанционной коллективной работы. Преподаватель сам может создавать VR-контент, загружая существующие CAD/BIM цифровые модели, а также быть аватаром-наставником для учащихся в классе VR. Ученики могут разработать свой проект и, загрузив его в VR-среду, поработать с виртуальным макетом в масштабе 1:1.
Modum Lab – каталог цифровых материалов по школьным предметам на единой платформе с простой системой управления для воспроизведения в очках виртуальной реальности, на интерактивных панелях и компьютерах.
«VR школа» – VR-тренажёр для практического обучения по школьным предметам: ОБЖ, физика, химия, биология и патриотическое воспитание.
Galacom – VR-тренажёры по ОБЖ, программированию, для профессионального образования.
Также можно упомянуть зарубежный ресурс MEL Science с представленными там уроками по физике и химии, а также проект Центра НТИ ДВФУ, где доступны тренажёры по изучению английского языка VARVARA, уроки по физике, химии и стереометрии.
Лаборатория виртуальной реальности может быть создана и на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования. В них могут быть созданы VR-тренажёры для отработки профессионализма в рабочих и инженерных профессиях (например, VR-тренажёры сварщика, электромонтажника и маляра и т. п.).
Кстати:
Виртуальная и дополненная реальность – новая, динамично развивающаяся отрасль. Под неё уже сформирован рынок труда. Приложения виртуальной и дополненной реальности активно используются в бизнесе, развлекательной сфере, программах с инновационными формами обучения, при создании симуляторов и интерфейсов управления. Образовательные программы по этим направлениям есть в ведущих российских ВУЗах. Также в рамках конкурса профессионального мастерства «Профессионалы» существует компетенция «Разработка виртуальной и дополненной реальности», проходят региональные и всероссийские чемпионаты. Для подготовки и участия в них оборудование следует подбирать в соответствии с инфраструктурным листом компетенции.
Каждая создаваемая лаборатория виртуальной реальности VR будет по-своему уникальна в зависимости от выбранных задач, комплекта оборудования, набора материалов и программного обеспечения. Кроме того, отдельного внимания в проекте подобной лаборатории требуют:
Специально разработанные функциональные системы хранения и зарядки оборудования, а также обеззараживания шлемов с помощью ультрафиолета.
Рабочее место учителя (АРМ). Функционально оно не отличается от типовых, которыми оснащаются другие предметные классы. Отличие может быть только в более мощном ПК, специализированных программах и шлемах VR (то же самое касается и рабочих мест учеников).
Оформление стен тематическими принтами и учебными стендами, что является общей тенденцией и будет как нигде уместно в такой лаборатории.
Помочь с подбором оборудования в соответствии с техническими требованиями и поставленной задачей могут специалисты компании «ТЭКО». Компания «ТЭКО» предлагает полный спектр услуг по проектированию и монтажу оборудования лаборатории виртуальной реальности.
Мы готовы:
разработать проектную и техническую документацию;
спроектировать рабочие станции учеников;
подобрать оптимальный комплект учебных материалов и программного обеспечения;
поставить качественные комплектующие от надёжных производителей;
провести пусконаладочные работы с подключением к инженерным сетям на объекте;
взять на себя обучение педагогов использованию VR-оборудования;
предоставить квалифицированную техническую поддержку в течение всего срока эксплуатации оборудования.